Замминистра финансов РФ: льготной ипотеки хватит на 230 тыс. кредитов

Правительство РФ запускает программу по поддержке ипотечного кредитования. По замыслу чиновников банковские учреждения смогут получить субсидии для компенсации высоких процентных ставок. О принципах работы долгожданной инициативы журналистам рассказал заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев.

О льготных кредитах

— При написании заметок о субсидировании ипотечной ставки, у журналистов сразу возник вопрос. Что ожидает клиентов, если ключевая ставка снизится до 9,5% и программа субсидирования завершится? Банковские учреждения переложат часть платежей на «плечи» заемщиков?

— Во время всего срока кредитования ставка, предусмотренная по кредитному договору, будет оставаться без изменений. Она всегда будет 12% в год. Изменения возможны лишь по инициативе заемщика. Допустим, клиент по какой-то причине решит получить рефинансирование действующего займа в другом банке. Как только ставка опустится ниже 8,5%, государство прекратит программу.

— По отношению к новым займам?

— Ожидается, что новые кредиты не будут субсидироваться с 1 марта 2016 года. Независимо от того какой будет ставка — 5% или 50% — программа завершится. Ее продление возможно лишь при наличии отдельного решения правительства. По всем оформленным до 1 марта 2016 года ипотечным кредитам государство будет продолжать выдавать субсидии. Их размеры зависят от ставки. К примеру, при ставке в 5% они будут равняться нулю.

 Есть шанс, что ставка не окажется высокой? Goldman Sachs прогнозирует годовую инфляцию на уровне 4%.

— Конечно, мы надеемся на это. Но программа субсидирования не является самоцелью. Она была разработана, поскольку к властям пришли представители строительных компаний, сказав, что при процентных ставках на ипотеку в 17% годовых никто не хочет покупать квартиры. Рынок недвижимости фактически замер в ожидании положительных изменений. Программа должна убрать этот дисбаланс.

— Строительные компании поражают всех своим лобби.

— Они, в отличие от с/х компаний, еще ничего не получили. Проблема строительных компаний в том, что они не менее закредитованы, чем потенциальные покупатели квартир. Так что при первых проблемах сразу же получают двойной удар по бизнесу. Мировая практика показывает, что банкирам и строителям государство помогает первоочередно.

— Достаточно ли суммы в 20 млрд рублей?

— На этот год точно хватит. Мы запускаем программу буквально на днях. Стороны оформят документы и начнут кредитовать. Компенсация будет осуществляться ежемесячно по факту выдачи. Пока будут подписаны все документы, пока потенциальные покупатели недвижимости узнают о преимуществах программы пройдет время. Мы ожидаем, что накопление произойдет со второго квартала 2015 года. Правительство выделило 20 млрд на 4 квартала, а у нас по факту осталось три.

— Планируется ли увеличение финансирования?

— Нельзя исключать подобный вариант развития событий.

— Как программа повлияет на ВВП? Есть подробные расчеты?

— Такого расчета нет, но доподлинно известно, что она позволит построить 12 млн кв. м, то есть оформить 230 тыс. ипотечных кредитов.

— С учетом объема рынка это много?

— Если считать по всему рынку — это 25% ипотеки, по первичному рынку — 70%.


О судьбе валютных заемщиков

— Что с оказанием поддержки клиентам, оформившим ипотечные кредиты в иностранной валюте? СМИ сообщают о фактах выселения семей с маленькими детьми из кредитных квартир, которые являются их единственным жильем.

— Да, такие случаи есть и не только в отношении молодых семей. Потеряв работу, многие заемщики не могут справиться с кредитными платежами. Правительство глубоко обеспокоено происходящим. Мы отстаиваем следующую позицию: есть АИЖЖ, которые располагают средствами. Им выделяется сумма в размере 4,5 млрд рублей для оказания помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Власти занимаются этой проблемой.

— Как продвигается процесс?

— Существует две категории клиентов. Часть оформили ипотеку в иностранной валюте до 2007 года, часть — в прошлом году. Ко второй категории, как правило, относятся граждане с неплохими доходами в иностранной валюте: одни работают в международных компаниях, другие — сдают квартиры в аренду иностранным компаниям и гражданам.

— Разве нет других категорий?

— Есть, но указанные — основные.

— Я лично знаю несколько заемщиков, оформивших в 2014 году ипотеку в валюте. Мотивом для них была низкая процентная ставка в сравнении с ипотекой в рублях. Банки намеренно предлагали более выгодные условия кредитования по займам в долларах, евро и других иностранных валютах.

— Таких клиентов сотни. Одни заемщики действительно оказались в сложной финансовой ситуации, другие — продолжают работать на хорошей работе и в состоянии вносить платежи кредиту. Власть должна помогать не по простому факту валютной ипотеки, а того, что у заемщиков попросту нет средств для погашения кредита. Валютные заемщики ничем не отличаются от клиентов, оформивших заем в рублях и оставшихся без источника доходов. Основная проблема государственной помощи — безадресность. В РФ право на детское пособие имеют даже родители с доходом в несколько миллионов долларов. Оказав помощь всем валютным заемщикам, мы не сможем подержать других гражданам, оказавшимся в не менее сложной ситуации с ипотекой в рублях.

— В кругу журналистов появилась информация об ультиматуме Министерства экономики. Чиновники обязали банкиров разобраться с проблемами в ипотеке. В ином случае обещали принятие жесткого закона. Что Вам известно об этом?

— У меня нет подобной информации.

— Но банковские учреждения начали активно разрабатывать программы…

— Скорее всего, это инициатива Центрального банка. Мы в данное время не принимаем в этом участия.

 С какой целью инициировано слияние АИЖК и РЖС?

— Эту информацию лучше уточнять в Министерстве строительства.

— Уже есть кандидатура на место председателя?

— Да.

— Кто им станет?

— Могу сказать одно. Точно не я.


О помощи банковским учреждениям

— Ходят слухи о недовольстве финансистов тем, что для получения ОФЗ необходимо ограничение на рост фонда оплаты труда. Что слышно по этому поводу?

— Мы знаем. Вопрос периодически поднимается, но пока решено оставить требование без изменений. Власти стимулируют банковские учреждения к уменьшению расходов. Неразумно тратить большие суммы на обеспечение операционной деятельности и, при этом, просить государство о финансовой помощи. Мы надеемся, что полученная от деятельности прибыль будет направлена на капитализацию банков. Именно по этой причине и ограничили выплату дивидендов.

— Как в список банков-претендентов на ОФЗ попал банк «Югра»?

— По формальным признакам. Туда попали все банковские учреждения с капиталом более 25 млрд рублей, гарантирующие, что не будут приостанавливать финансирование отечественных компаний. Капитал банка «Югра» превышает данную сумму. Перечень составлен. Его проверкой занимается Центральный банк. На сегодняшний день отказов нет, по 4-м уже принято решение, по другим претендентам оно ожидается в течение 1-2 недель.

— То есть проблема не настолько остра?

— Кто-то ругает нас за медлительность, но и сами банковские учреждения особо не спешат. Они ожидают принятие закона, который разрешит учитыватьОФЗ в капитале первого уровня.

— Что с инициативой создания банка плохих долгов?

— Пока не ясно.


О рейтинговых агентствах и платежных системах

— С 1 апреля ожидается начало работы национальной платежной системы. Смогут ли ее полноценно протестировать до момента запуска?

— По информации руководителя Центрального банка все готово.

— Банкиры говорят, что они только начали процесс тестирования работы Visa. Им потребуется еще несколько месяцев.

— Согласно принятому закону Центральный банк получил все полномочия в данном вопросе.

— Как обстоит работа по созданию российских аналогов большой тройки рейтинговых агентств?

— Правительством подготовлен соответствующий законопроект. Надеюсь, что на текущей сессии мы продвинемся в вопросе его согласования и принятия.

— По Вашему мнению, можно ли решить проблему репутации одним только нормативно-правовым актом?

— Да. Репутация — это доверие. Можно доверять сотрудникам агентства или регулятору, который контролирует их деятельность. В случае принятия законопроекта регулятор получит широкие полномочия по контролю. По результатам подготовки качественных рейтингов агентство попадет в списки к регулятору, а затем — к нам. Так что с репутацией все будет отлично.

— Пока включено только одно.

— Да, но правительство пока не включило ни одного.

— В чем причина?

— Причина проста — не проголосован законопроект. Центральный банк принимает решение по отношению к собственным средствам на основании полученной информации. Мы не можем проверить данные, а их оценка Центральным банком подходит лишь для его целей. Для бюджетных средств она недостаточна. Как только будет принят законопроект, мы сразу же включим рейтинговые агентства в списки.

— Что с инициативой по совместному с Китаем агентству?

— Вопрос в работе.