Отраслевые стандарты оценивания репутации застройщиков

В России разработали систему государственного оценивания деловой репутации строительных компаний. По мнению авторов документа, данная система позволит защитить клиентов застройщиков и оздоровит конкурентоспособность рынка. Она поможет потенциальным покупателям выбирать фирмы, которые способны качественно и в срок выполнять заявленные объемы работ, оградит их от сотрудничества с недобросовестными предпринимателями. Документ уже прошел регистрацию в Росстандарте, сама система оценки опыта и деловой репутации заработает с 1 сентября. Прохождение процедуры стандартизации является добровольным.

Критерии отраслевых стандартов

Для оценивания делового имиджа строительных компаний разработан государственный стандарт. Он предусматривает анализ срока работы компаний, объем предоставленных ими услуг и выполненных работ, размеры активов и денежных счетов, качества работы персонала. Также в документе присутствует пункт об оценке имиджа фирмы. Данные о нем станут собирать из открытых источников информации. Результаты оценивания будут занесены в специальную компьютерную программу, которая впоследствии и вынесет вердикт о том, насколько компания соответствует отраслевым стандартам. Строительные фирмы получат на руки сертификаты соответствия. И хотя участники рынка пока скептически относятся к нововведению, один из авторов документа уверен – со временем они начнут активно обращаться за оформлением сертификата, так как здоровую конкуренцию еще никто не отменял.

Заместитель руководителя Росстандарта считает: четко обозначенные критерии оценивания работы строительных компаний в первую очередь станут на защиту дольщиков. Стандарты работы будут вынуждать застройщиков улучшать качество работы и обслуживания, внедрять в производство инновационные технологии. В итоге отраслевой рынок станет более профессиональным, а дольщикам не придется рисковать, вступая в сотрудничество со строительными фирмами. Благодаря «имиджевому» ГОСТу потенциальные покупатели будут выражать больше доверия застройщикам и активнее вступать с ними в партнерские отношения.

Соответствуем ГОСТу – обращайтесь!

О том, насколько перспективна реализация нового механизма добровольной стандартизации, пока говорить сложно. На сегодня в России формально работает более тысячи добровольных систем оценивания предприятий в различных отраслях экономики. На деле реально функционирует около ста из них. Стопроцентно надеяться, что в их числе окажется и новый ГОСТ, не приходится. Более того, трудно быть уверенным в том, что, пройдя процедуру стандартизации и получив соответствующий сертификат, строительные компании и в дальнейшем будут ему соответствовать.

Свою долю пессимизма в перспективу работы нового ГОСТа вносят и сами застройщики. Им до конца неясно, как именно удастся реализовать данную инициативу. К тому же, по мнению строительных компаний, сложно определить, насколько объективны критерии системы оценивания деловой репутации и насколько реально прописанные в документе параметры отражают действительную картину. Также трудно предположить даже краткосрочную перспективу оценки стандарта репутации: известны случаи, когда ведущие компании с безупречным имиджем в одночасье становились банкротами. Поэтому потенциальные клиенты, выбирая застройщика, вряд ли смогут безоговорочно ориентироваться на сертификат стандартизации. Таким образом, высказываются предположения, что данная процедура может стать бессмысленной.

Есть сомнения, что соблюдение нового ГОСТА вряд ли станет обязательным условием и для работы строительных компаний. Это не вменяется им в обязанность. По словам директора департамента новостроек NAI, застройщики с именем не нуждаются в дополнительном подтверждении своей репутации, о ней свидетельствуют их реализованные проекты. Сведения же о небольших формах клиенты смогут самостоятельно почерпнуть из СМИ и отзывов клиентов.

Единственное, о чем можно говорить уверенно, − «имиджевый» ГОСТ способен стать мощным маркетинговым инструментом. Участники рынка признают: размещая в своей рекламе сведения о том, что реализуют жилье согласно требованиям 214-ФЗ, они привлекают больше клиентов и существенно увеличивают уровень продаж. Логично предположить следующее: теперь застройщики станут сообщать потенциальным покупателям, что имидж их компаний соответствует новому ГОСТу. Но насколько данное утверждение выполняется на практике, клиентам проверить будет трудно.